09 апреля 2013 |
Аккумуляторы для ИБП: рынок перенасыщен
Конкуренция на рынке аккумуляторных батарей всегда была острой, но сегодня вследствие резкого сокращения темпов роста потребления, повышения требований клиентов к продукции и сервису она вылилась в напряженную борьбу за лояльность клиентов.
Такой вывод был сделан в исследовании рынка АКБ для источников и систем бесперебойного питания, проведенном маркетинговым агентством «МКА Бизнес Рейтинг» в октябре 2012 г. В ходе исследования было опрошено 95 компаний – системных интеграторов, интернет-магазинов, авторизованных сервисных центров ИБП. Опрос охватил 57 компаний (62%) из Москвы, 8 (9%) – из Санкт-Петербурга, а также компании из Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Казани, Новосибирска и пр.
В системах и источниках бесперебойного питания сегодня используются в основном свинцово-кислотные аккумуляторы. Наиболее широкое распространение получили герметизированные батареи VRLA (Valve Regulated Lead-Acid Batteries). Их главное преимущество перед аккумуляторами классического типа состоит в том, что они практически не требуют обслуживания в течение всего срока использования и могут эксплуатироваться в помещениях с естественной вентиляцией. Предметом изучения был как раз рынок VRLA-батарей.
Море «ноунейма» мелеет
Российский рынок аккумуляторных батарей для ИБП, по мнению экспертов, в настоящее время достаточно насыщен. На нем присутствуют множество зарубежных производителей и российских поставщиков. Компании, имеющие больший интеллектуальный и технологический потенциал, смогут увеличить свою долю, а те, кто слабее, будут вынуждены снизить темпы развития. Не исключено, что впоследствии они будут вытеснены из бизнеса.
В силу растущей ценовой конкуренции значительную долю занимает продукция азиатского производства, как брендированная (в том числе европейских марок), так и «ноунейм» или мимикрирующая под известные бренды, внешне почти ничем от них не отличающаяся. «На первый взгляд – вроде CSB, а присмотришься – буквы другие, завод другой. Несведущие люди ведутся – покупают», – комментируют специалисты.
Компании, разместившие производство АКБ в Азии, испытывают трудности из-за изменения экологической политики Китая. Некоторые заводы были вынуждены ограничить производство, что отразилось на снижении объема импорта в Россию. В компании «Стинс Коман Интегрированные Решения» считают, что с морем «ноунейма» вскоре будет покончено: «Китай крепко взялся за экологию. Много фабрик закрылось, еще больше закроется, останутся несколько заводов, которые на одних и тех же мощностях выпускают несколько марок батарей».
Рейтинг брендов: кто известнее?
В качестве наиболее известных брендов АКБ для систем бесперебойного питания опрошенные участники рынка назвали СSB, Delta, Exide, Fiamm и Yuasa (рис. 1):
1.CSB (известность – 75%). CSB Battery Co. основана на Тайване в 1986 г., производит VRLA-батареи для телекоммуникаций, систем бесперебойного электропитания, аварийного освещения, охранных систем и т.д. 2.Delta (64%). Аккумуляторы под маркой Delta используются для ИБП, систем связи, охранно-пожарных систем, медицинского оборудования и т.д. 3.Exide (54%). Бренд принадлежит Exide Techno-logies – американскому транснациональному производителю АКБ для автомобилей, железнодорожной техники, систем бесперебойного питания, телекоммуникаций, систем автоматизации. Заводы расположены в Америке, Европе, Азии и Австралии. Ему также принадлежат бренды Tudor, Sonnenschein, Sprinter, Centra, Deta, Sonnak, Fulmen, Hagen, Absolyte, BIG, Chloride Motive Power, Emisa, Luac Power, Marathon, Marshal, Orbital, PAK, PCA, Classic, Prestolite, Saem, Sprinter, Trailblazer, York, Vortex, Element, Liberator, Powerfit, Relay Gel. Далее под названием Exide объединяются основные марки концерна: Sonnenschein, Sprinter и Marathon. 4.Fiamm (52%). Группа Fiamm основана в 1942 г., включает 20 компаний и 12 заводов, расположенных в Италии, Германии, Франции, Австрии, США, Бразилии и других странах. АКБ Fiamm применяются в энергетике, телекоммуникациях, системах бесперебойного питания, медицине, системах безопасности и аварийного освещения. 5.Yuasa (43%) – японская транснациональная компания, имеющая заводы в Европе, США, Японии и Китае.С точки зрения покупки наиболее популярными брендами аккумуляторных батарей для ИБП были названы те же СSB, Delta, Exide, Fiamm, Yuasa и пр. (рис. 2). Специалисты отметили, что потребитель нередко запрашивает определенную марку АКБ, поскольку она уже задана в проекте или конкурсной документации.
Тонкости выбора
Мнения респондентов о критериях выбора той или иной марки АКБ разделились. Некоторые специалисты подчеркивали разницу между европейскими и азиатскими производителями («Китай в настоящее время вряд ли сможет заменить Европу в решениях для дата-центров») и настаивали на преемственности марок при замене аккумуляторов, обусловливая это гарантией на ремонт, в том числе на запчасти.
Однако большинство экспертов считают, что существенной разницы между Китаем и другими странами-производителями нет и сегодня все аккумуляторы для источников и систем бесперебойного питания взаимозаменяемы. Так, в компании «ЛАнВи-Эквипмент» (Москва) указали, что на рынке АКБ присутствуют разные заводы-изготовители, но технология производства батарей всюду одна и та же и устроены они одинаково. Возможно, иногда производитель старается снизить себестоимость продукции – делает чуть тоньше пластины или использует не такой качественный свинец, что может повлиять на качество аккумуляторов.
Сегодня благодаря унификации схемотехника систем бесперебойного питания одного уровня не сильно различается, признают специалисты компании «Электро-Сервис» (Тула). А вот элементная база может быть разной. В том числе и элементы аккумуляторов. В компании убеждены, что качество – это вопрос добросовестности производителя и технического контроля и не зависит от географии. «Какая разница, какие батареи – китайские или не китайские?! Заводы могут находиться на соседних улицах, а качество батарей – различаться на порядок», – прокомментировали в компании.
Кроме того, данные статистики ВЭД РФ (табл. 1) свидетельствуют о том, что и европейские бренды имеют заводы в азиатских странах.
Поэтому большинство участников рынка обращают внимание на репутацию марки и компании, срок службы аккумуляторов, стоимость и характеристики конкретной модели. На надежную работу батарей влияют и условия эксплуатации.
Как пояснил ведущий менеджер компании N-Power (Москва), АКБ сможет отработать заявленный срок (3, 5 или 10 лет) только в случае полного соблюдения условий эксплуатации. При эксплуатации аккумуляторов с ИБП добиться этого сложно. В числе основных факторов, которые сокращают срок службы аккумуляторов:
1.Высокий ток заряда аккумуляторов. Оптимальным считается ток заряда в диапазоне 0,05–0,1 С, где С – емкость аккумулятора в А•ч. 2.Количество циклов глубокого разряда, зависящее от качества питающей сети. Если питание отключают часто и надолго, то количество глубоких разрядов велико. 3.Рабочая температура аккумуляторов. Добиться оптимальной температуры в диапазоне 21–23°С можно только при применении прецизионных систем кондиционирования. Температура также зависит от величины тока заряда: если заряжать большим током, аккумулятор греется сильнее.Как правило, все перечисленные условия соблюсти не получается: или нужно заряжать аккумуляторы быстро, или питающая сеть плохая, с частыми и долгими отключениями, или бюджетом не предусмотрена система кондиционирования. В среднем аккумуляторы с пятилетним сроком службы работают в ИБП 2,5–3 года, с 10-летним – шесть-семь лет. И это считается нормальным.
Того же мнения придерживаются специалисты компании «ЛАнВи-Эквипмент». По их опыту, пятилетние аккумуляторы практически никогда не отрабатывают заявленный срок. То же самое касается десятилетних. В лучшем случае срок их эксплуатации составит семь-восемь лет, не больше. Все зависит от условий эксплуатации.
С этой оценкой согласны специалисты «Орион – Инженерные Системы» (Тюмень): срок службы АКБ зависит от того, в каком оборудовании он стоит. Если это обычный компьютерный источник бесперебойного питания, то пять лет не выдерживает ни одна батарея, поскольку из-за плохой вентиляции ИБП сильно нагревается и срок ее службы уменьшается. Через три года аккумулятор полностью разряжается.
Сегментация марок по критерию цена/качество
В исследовании также выяснялось восприятие брендов АКБ по соотношению цена/качество. Респонденты разделили их следующим образом:
-
в премиум-сегмент попали C&D, Exide (Marathon, Sprinter, Sonnenschein) и Yuasa. Данные аккумуляторы высокого качества по высокой цене используются в основном для мощных ИБП;
-
сегмент «средняя цена – среднее качество» составили бренды B.B. Battery, CSB, Delta, Fiamm;
-
в бюджетный сегмент вошли марки Haze, Leoch, Sacred Sun, Ventura.
Интеграторы инженерных систем крупных объектов отдают предпочтение маркам АКБ среднего и высокого ценовых сегментов. Для частного сектора чаще выбирают средний и низкий ценовые сегменты.
Компании-продавцы дают рекомендации с учетом продукции, имеющейся в наличии, в рамках клиентского запроса по цене и задачам/характеристикам. Обычно на выбор предлагается несколько марок необходимого ценового уровня. Продукция премиум-сегмента часто поставляется под заказ.
Участники рынка отмечают, что на выбор производителя часто влияют стереотипы типа «в Германии делают лучше», хотя есть альтернативные варианты, сопоставимые по качеству. Многие продавцы не пытаются переубедить клиента, а работают в соответствии с клиентскими запросами.
Общая картина поставок в Россию
По итогам 2012 г. общий объем импорта рассмотренных марок АКБ в стоимостном выражении составил $81 млн (по таможенной стоимости), а в натуральном выражении (по весу) – 19,3 тыс. т.
Наибольшая доля в денежном выражении принадлежит аккумуляторным батареям марки АРС, на втором месте – АКБ компании Exide. Значительную долю в стоимостной структуре импорта заняли аккумуляторы Fiamm, Delta и CSB.
В целом рынок аккумуляторов для ИБП прекратил рост и перешел в стадию насыщения. В связи с этим можно прогнозировать усиление конкурентной борьбы – как ценовой, так и за счет повышения уровня сервиса компаний-поставщиков, перераспределение долей между поставщиками и марками, дальнейшее расширение ассортимента и углубление разделения на сегменты – премиум, средний и бюджетный.